Форма
|
Краткое описание форм
|
Тематика
|
Агитбригада
|
форма политического и нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Главное в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества.
|
«За здоровый образ жизни»;
«Красота спасет мир»
|
Аукцион
интеллектуальный
|
игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» (книгу, репродукцию, диск и т.п.), надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете. Разыгрываемую «ценность» приобретает тот, кто сообщил необходимые сведения до третьего удара гонга.
|
«Детство человечества»;
«Отходы и доходы»
|
Беседа
за «круглым
столом»
|
разговор, обмен мнениями:
- обращение к конкретной проблеме;
- коллективность обсуждения, свободный обмен мнениями;
- ограниченность числа участников такой беседы, как правило, одним коллективом группы.
|
«Я и моя будущая семья»;
«Секреты освоения профессией»
|
Беседа
Сократовская
|
развернутое рассмотрение множества вариантов решений при большом разнообразии условий с целью принятия единого решения по мировоззренческой проблеме. Сократовский метод состоит в предъявлении учащимся системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. Проблемный вопрос «обрастает» большим числом мелких и частных вопросов, ведущих учащихся к общему ответу. Каждый участник сократовской беседы самостоятельно делает для себя выбор.
|
«Зачем человеку совесть»;
«Жизнь как деяние»
|
Брейн-ринг
|
это интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательных способностей учащихся, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила проведения заимствованы из одноименной теле-игры, которая основана на принципе состязательности, сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.
|
«Интеллектуальный лабиринт»;
«Трудовое право и подросток»
|
Вахта памяти
|
серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильма, читательская конференция, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры. Завершается день музыкально-тематической композицией или праздничным концертом.
|
«Помним – значит, живем»;
«Равнение на героев Победы»;
«Их именами названы»
|
Вечер
|
одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. Тематика вечеров разнообразна: одни из них могут быть приурочены к памятным датам и праздникам, другие - интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе. Инициативная творческая группа разрабатывает программу предстоящего вечера, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех проведения вечера зависит от тематики, содержательной насыщенности и эмоциональной выразительности
|
«Посвящение в первокурсники»;
«Возьмемся за руки, друзья!»;
«Моя любимая профессия»
|
Викторина
|
это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Различают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные викторины
|
«Классики литературы о смысле жизни»;
«Экология и мы»
|
Гостиная
(поэтическая,
музыкальная,
педагогическая…)
|
форма занятий, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам. Требования: сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов). Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом гостиной. Начинается гостиная с представления гостей. Затем участники гостиной делятся своими воспоминаниями. Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тему воспоминаний: в музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; в поэтической – то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; в спортивной – случаи, связанные со спортом. Выступления гостей сопровождаются обмениванием «дружескими сувенирами»: «Что я вам принес…». В соответствие с темой гостиной преподносятся «сувениры» в виде слайдов, фотографий или открыток, сообщений и советов на данную тему.
|
«В мире поэзии»;
«Есть целый мир в душе моей»;
«Что в имени тебе моем»;
« Я и спорт»
|
Дебаты
|
это воспитательное мероприятие в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что их позиция верна. Приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами. Помимо критического мышления, дебаты развивают и исследовательские навыки.
|
«Отцы и дети»;
«Мы между прошлым и будущим»
|
«Дебаты
Карла Поппера»
|
тип дебатов для развития умения работать в командах. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с литературой (факты, статистика, примеры), рассматривают проблему с разных сторон, готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Команды отстаивают не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей при жеребьёвке или по договоренности. Представляются лишь два из многочисленных подходов к проблеме. Личные убеждения могут и должны вырабатываться лишь после изучения вопроса и происходить это должно в ходе реальной жизни.
|
«Жизнь на Западе: заманчивая и пугающая";
«Истоки терроризма»
|
«Дебаты
парламентские»
|
соревнование навыков аргументации, риторики и находчивости, которое напоминает дебаты в палате парламента. По 2 игрока из команд Правительства и Оппозиции рассматривают тему, предложенную в палате. На каждый раунд предлагают разные темы. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер-министр объявляет тему, представляет ключевые слова, задает тон игре и определяет направление, в котором будет проходить игра. Основа парламентских дебатов – это умение быстро и логично мыслить и высказывать свои мысли.
|
«Общественный порядок и свобода личности»;
«Закон и порядок»
|
День гения
|
данная форма воспитательной работы содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека, их максимальном уровне развития у отдельных людей. Цель проведения Дня гения – познакомить учащихся с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала, тематического вечера, викторины, заседания, литературной (музыкальной) гостиной)
|
«Великолепная семерка»;
«Великие мира»;
«Сорок пять минут с «Великим»;
«Человек и его судьба»;
|
«Дискуссионные качели»
|
воспитательное мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков – «бросков» своей мысли. Группы (или два человека) располагаются друг против друга. При произнесении ведущим вопроса «качели» начинают раскачиваться… Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих 2 разных точки зрения обсуждаемой проблемы.
|
«Творцы и потребители»;
«Женственность и мужественность»
|
Заочное путешествие
|
проводится с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»: расширить кругозор воспитанников; пополнить багаж знаний; стимулировать познавательную активность. Для организации заочного путешествия создается штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения, определяет задания творческим группам коллектива и отдельным учащимся. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с периодической печатью и рекомендованной литературой, встречаются со специалистами, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал.
|
«Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»;
«Космическая экспедиция»
|
Защита проекта
|
форма групповой деятельности, участники которой представляют и защищают подготовленный ими фантастический перспективный проект – прогноз о будущем какого-либо современного явления. Разработка проекта и его защита дает возможность выявить познавательные интересы, знания, мечты учащихся, развивать воображение, интерес к поисковой деятельности. Подготовка «Защиты проекта» включает:
- определение темы проекта;
- формирование нескольких групп по разработке проектов;
- оформление проектов каждой группы;
- подготовка соответствующих докладов;
- распределение ролей среди членов группы на «защите» проекта (мечтатель-докладчик, критик-оппонент, союзник, пропагандист, финансист и др.);
- выбор ведущего игры.
Сама процедура «защиты» проектов может быть как коллективной, так и индивидуальной. Проекты могут быть представлены в виде моделей, схем, чертежей, рисунков. В ходе защиты задаются вопросы учащимся, происходит обмен мнениями о достоинствах и недостатках рассматриваемого проекта. Окончательную оценку всем проектам дает жюри на основе разработанных критериев и по номинациям
|
«Мы и наша специальность»;
«Город будущего»;
«Проект моего будущего: когда мне будет 18…»
|
Исторический
экскурс
|
это ролевое игровое воспроизведение эпизода из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни. Эпизодом для анализа избирается то, что сообщает история, повествуя о наиважнейших для человечества событиях, факты о выдающейся личности, также то, что произошло вчера (это уже прошлое) с кем-то из знакомых. Спектр исторического выбора здесь максимальный. Фабула игры задается содержанием свершившегося. Смысл состоит не только в воспроизведении исторического эпизода, но и в реакциях свидетелей, наблюдателей, современников, оказавшихся рядом с событием. Поэтому участникам раздаются роли, чтобы можно было представить, как по-разному вели себя персонажи исторического события.
|
«Есть в Беларуси уголок…»;
«Путешествие в историю: у стен Брестской крепости»;
|
Конференция
|
одна из сложных форм воспитательной работы, включающая рассмотрение общественно-политических проблем. Главное требование к организации конференции – это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов:
- Определение темы конференции. Составление программы конференции, определение тематики докладов.
- Подготовка рефератов, выбор докладчиков.
- Заслушивание 3-4 докладов.
- Обсуждение прослушанных докладов, подведение итогов.
|
«Защита прав человека – двигатель общественного прогресса»;
«Государственная символика Республики Беларусь»
|
Лекция-рассуждение
|
форма ценностно-поисковой деятельности учащихся, направленная на развитие библиографических навыков работы с различными источниками, интеллектуальных и аналитических способностей (анализировать материал, составлять план выступлений, грамотно, четко выражать свои мысли с использованием фактов, примеров), навыков самоорганизации (контролировать себя во время выступления, умело распределять время выступления, быть внимательным к аудитории). Содержание выступления должно отражать не только сугубо теоретический материал, но и включать элементы рассуждения по заданной теме (т.е. несколько взглядов на проблему).
|
«Толерантность белорусского народа»;
«Искусство быть собой»
|
Открытая
кафедра
|
форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской позиции. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.
|
«Человек и проблемы войны и мира»;
«Бизнес и политика»
|
Открытый
микрофон
|
форма публицистической деятельности молодежи. Учащиеся выступают перед своим коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в учебном заведении, касающимся социальных преобразований или затрагивающим взаимоотношения в коллективе. Микрофон «открыт» для каждого: и для учащихся группы, и для педагогов, и для административных и технических работников училища, и для родителей.
|
«Лестница на вершину»;
«Моя профессия нужна людям»
|
Презентация мира
|
форма духовно-нравственной деятельности, в которой раскрывается предметное восприятие реальности. В результате организуемой деятельности учащимся предъявляется какой-либо предмет для описания его роли в жизни человека. Презентация объекта – это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Избирается любой предмет из окружающей учащихся действительности (например, на драпированном столике – очки, на демонстрационном кубе – кусочек мела и др.), задается вопрос о его роли в жизни человека, о личном отношении к данному предмету. Предметом презентации может стать явление, событие, факт, процесс.
|
«Мои ценности»;
«Любовь стара как мироздание»;
«Патриотизм: истинный и мнимый»
|
Публичная
лекция
|
лекция научного или философского плана с морально-этической или психологической тематикой перед свободной аудиторией учебного заведения: учащимися разных курсов, преподавателей, родителей. Жестко ограниченное время проведения лекции – 15-20 минут, не более, - позволяет проводить ее во время большого перерыва. Особенностями данного мероприятия являются увлекательность логического развертывания положений, доказательность суждений, лаконичность формулировок, наличие 2-3 ярких необычных примеров к тезисам лекции, а также эстетическое оформление, влияющее на состояние и настроение слушателей.
|
«Человек и деньги», «Жизнь и смерть»;
«Профессия и социальный статус личности»
|
Разброс мнений
|
это оперативная и гибкая форма организации группового дела с целью выявления общественного мнения и содержащая организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Методическим ключом служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Начальная фраза дает направление мысли, помогает учащемуся в первый момент беседы начать разговор и определяет ракурс взгляда на поставленный вопрос. Недописанные фразы могут быть следующего характера: «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Моя точка зрения заключается в…» и т.д.
|
«Мои жизненные планы»;
«Что несет нам Интернет?»;
«Армия – школа жизни?»
|
Ролевая игра
«Суд над…»
|
это вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (лень, жадность, цинизм), безнравственными поступками (предательство, воровство)
|
«Суд над сигаретой»;
«Обвиняются наркотики»
|
Ток-шоу
|
дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путем соотнесения своих ценностных установок с суждениями одногруппников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске, «история маски»; демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации
|
«Я – профессионал»;
«Семь – Я»;
«Жизненные ценности»;
«Бизнес и мораль»
|
Турниры
|
форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются», задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Турниры бывают однопрофильные или комплексные, когда туры состязаний посвящены различной тематике. Количество туров в игре определяется количеством команд-участниц. После завершения турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем турнира становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов.
|
«Твои гражданские права и обязанности»;
«Фейерверк профессий»;
«Турнир знатоков природы»
|
Турнир
ораторов
|
Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на развитие ораторских способностей учащихся. В ходе турнира выдвигаются параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и др. Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую – для первого тура; несколько – для жеребьевки во втором туре; несколько – для свободного выбора во время заключительного тура. Выступление ораторов регламентировано и организуется по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация».
|
«Нет уз святее товарищества»;
«Современная молодежь: какая она?»
|
Уроки замечательной личности
|
воспитательное мероприятие по материалам художественного наследия, биографии и жизнеописания великих людей – писателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и труда. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышления по изречениям, эстафета мнений и др.
|
«Сустрэча з Маркам Шагалам»;
«Наш вечны сучаснiк – Я.Колас»
|
Устный журнал
|
своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства; проводится устный журнал самими учащимися. Часть журнала, который освещает один вопрос, условно называют «страничка» журнала. Общий его объем 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер.
|
«Религиозные течения и секты в Беларуси»;
«Что такое гражданство»
|
«Философский стол»
|
одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера, требующая как минимум серьезной философской подготовки педагога по обсуждаемой проблеме. Перед участниками «философского стола» ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейские наблюдения и факты. Искусство педагога проявляется в том, чтобы своевременно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто не обрел еще решимости сказать свое слово. Главная цель проведения «философского стола» в стимулировании стремления учащихся самостоятельно анализировать, размышлять и искать ответы на глобальные вопросы.
|
«Что нужно для полного счастья?»;
«Труд и творчество»;
«Свобода – это»
|
Эстафета мнений
|
Ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений учащихся по определенной тематике. Суть состоит в том, что один или группа учащихся начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему.
|
«Бесконфликтное поведение…»; «Что значит уметь работать?»
|