Тема: А.С.Пушкин.
Певец русской природы.
Стихотворение «Зимнее утро».
Цели:
- Образовательные:
обеспечить условия для ознакомления учащихся с творческой историей создания стихотворения.
- Развивающие:
Создать условия для развития критического мышления, эмоциональной памяти, навыков устной речи учащихся.
- Воспитательные:
Создать условия для воспитания уважения к своей Родине, природе на примере стихотворения и пейзажей русских художников.
Тип урока - урок изучения нового материала с использованием технологии «Критического мышления через чтение и письмо».
Оборудование:
Портрет А.С.Пушкина, презентация к стихотворению, фонохрестоматия стихотворения в исполнении А. Тынкасова, фрагмент симфонии Г.В.Свиридова « Метель», карточки с заданиями, свеча, наряд крестьянина, перо, чернильница, рубаха, лапти, штаны.
Эпиграф:
«Мороз и солнце, день чудесный…»- это не только прекрасные стихи, но и средство от простуды, и что ещё важнее, средство от депрессии…
Фазиль Искандер
ВЫЗОВ. Мотивация.
На экране портрет А.С. Пушкина
Учитель:
-Доброе утро, ребята, я рада вас видеть, присаживайтесь, пожалуйста.
Звучит музыка
Учитель.
-Я хочу, чтобы эти переливающиеся звуки творения Георгия Васильевича Свиридова пробудили у вас самые сокровенные чувства, чувства прекрасного и возвышенного.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение под музыку Г.В.Свиридова « Метель»)
(фрагмент симфонии)
Мы любим Пушкина.
Мы бережем
Его прекрасные сказанья.
Преодолела время, расстоянья,
Как светоч, песнь его
Своим лучом.
С благоговением храня
Наследство Пушкина,
День ото дня,
Мы думаем о нем,
С ним говорим…
Учитель.
-Я думаю, что вы догадались, кому мы посвятим свой урок? (ответы учащихся)
-Сегодня мы продолжим разговор о Пушкине, попадём в мир чудесной пушкинской речи поэта, познакомимся с замечательным стихотворением «Зимнее утро».
А пока представьте себе по-настоящему морозное солнечное утро…
Расписные узоры на стекле, деревья в серебристом инее, изумрудный блеск…
Красота зимней природы вдохновила не одного поэта, художника, композитора на создание шедевров русской классической культуры.
(2-3слайд)
Удивительное тонкое мастерство в создании картин зимнего пейзажа позволило Александру Сергеевичу Пушкину создать настоящий шедевр русской классической литературы. Я думаю, вам интересно знать, как же создаются такие уникальные по своему содержанию стихи? А для этого я предлагаю совершить небольшое путешествие в родовое имение Пушкиных Михайловское и окунуться в ту атмосферу, которая помогла создать замечательное стихотворение «Зимнее утро».
(Слайд с изображением Михайловского и
комментарий к нему)
Экскурсовод (ученик)
“В июле 1824 года А. С. Пушкин, миновав губернский город Псков, где должен был явиться к гражданскому губернатору, приехал в село Михайловское. Семья поэта находилась в Михайловском, но родители приняли Пушкина без радости. Отец даже согласился было взять на себя надзор за сыном. Это привело к ссоре, и семья вскоре уехала в Петербург. Пушкин остался один в пустом доме, в глуши псковских лесов. Сначала он почувствовал пустоту, однообразие деревенской жизни, скромного ее быта. Он запер комнаты дома, кроме одной, в которой жил в самой простой обстановке: кровать с пологом, письменный стол, шкаф с книгами – самое необходимое.
(Слайд с изображением дома Пушкиных и комментарий
к нему)
Имение родителей в Михайловском было бедным, запущенным. Пушкин никогда не чувствовал себя помещиком. За два года ссылки прочел массу книг. Именно здесь, в деревенском уединении, где ничто не отвлекало, Пушкин осознал себя писателем, для которого литература – самое серьезное дело жизни».
Там, в Михайловском, для Пушкина началась другая жизнь. Он бродил по лесам, по полям, по пустынным берегам озер и Сороти; бродил и... сочинял. Иногда останавливался и громко произносил сочиненное. Приходило вдохновение. И эта другая жизнь, напряженная, творческая, давала удовлетворение и радость. Пушкин сам говорил, что в Михайловском его спасли труд и поэзия. «Поэзия ... как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой».
Инсценировка
(Выходит Крестьянин (обучающийся); на нем — рубаха-косоворотка, лапти.)
Крестьянин. Иду я по дороге в Зуево, а он мне навстречу, остановился вдруг ни с того ни с сего, словно столбняк на него нашел, ажио я испугался, да и спрятался, и смотрю; а он вдруг начал так громко разговаривать промеж себя на разные голоса, да руками все так разводит, — совсем как тронувшийся...
Экскурсовод.
Крестьянину случилось увидеть самое тайное: минуту вдохновенного творчества.
Учитель
Пушкин много писал, но не всегда приходила муза. Иногда тоска захватывала поэта. И вот в один из длинных, скучных, зимних вечеров он велел запрячь сани и помчался к своим тверским друзьям. Кони летели во весь дух. Дул ветерок, мела поземка. Когда подъезжали к имению, разыгралась сильная буря, не было видно низги. Кое-как добрались до дома. Друзья встретили Пушкина с радостью, зажгли свечи, разожгли камин, “все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам”. Веселье продолжалось до утра. Пушкина отвели в отдельную комнату, где в печи догорали последние дрова. Было темно на улице. Его охватило вдохновение. Вы уже знаете о роли вдохновения в жизни каждого человека. А особенно для поэта. Пушкин сел к столу, на котором горела свеча,
(ученик, переодетый в Пушкина садится за стол,
зажигается свеча)
и полились строчки…
( слайд: текст стихотворения)
(фонограмма: чтение стихотворения в исполнении
А.Тынкасова).
-Учитель.
И вот поэт дописал последнюю строчку, улыбнулся загадочно и пошел спать.
Утром в комнату зашел слуга, Пушкин еще спал, зажег свечу, затопил печь, увидел на столе исписанные листы, взял их и прочел:
Каково же было удивление слуги, когда он вышел на улицу и действительно увидел, что на улице: “под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит”.
(слайд с изображением солнечного дня)
- Но это только воспоминание….
Осмысление
Вопрос. Как же автору удалось предвидеть перемены в погоде?
Это и сейчас для нас остается загадкой. И, тем не менее, это стихотворение появилось. И у нас появилась уникальная возможность узнать, с помощью чего автору удалось создать свой шедевр. Я уверена, вам будет интересно, если мы для этого заглянем в мастерскую поэта.
Слова, образующие живописную картину, просты и бесхитростны. Между тем «Зимнее утро» при своей простоте не такое уж простое, и вы в этом убедились.
Вам было дано задание прочитать стихотворение дома, найти незнакомые слова и выражения и постараться объяснить их.
Словарная работа
(учащиеся по одному на доску вывешивают слова,
комментируют их значение)
Учитель.
-А сейчас давайте проверим, как вы справились с заданием. Обратимся к дисплею.
(Слайд с ответами)
Учитель:
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, а также немножко оживились, улыбки на лице, а это признак хорошего настроения.
-Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? Как о нём узнают другие? (ответы учащихся)
Учитель:
-Так давайте подарим свои улыбки друг другу и продолжим урок на такой позитивной нотке.
Работа над содержанием стихотворения.
— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. А для этого внимательно послушайте еще раз стихотворение, образно создайте картины, постарайтесь уловить чувства, которые выразил в стихотворении Пушкин.
-Можно ли в стихотворении выделить части?
- О чём они?
(чтение стихотворения в исполнении учителя)
- Итак, из скольких частей состоит стихотворение?
- Как назовём эти части?
-Какие картины рисует автор в первой строфе?
-А какое чувство передано в первой строфе?
-Давайте сравним 1 и 2 строфы. Каким настроением проникнута вторая строфа?
- С помощью каких картин мы это определи?
- Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?
-Как состояние природы влияет на настроение героев?
-Что мы видим в третьей строфе?
-Какие краски автор использует, чтобы описать это утро?
-Куда возвращает читателя поэт в четвёртой строфе и почему?
- Какое настроение чувствуется в пятой строфе?
-Куда приглашает нас автор в пятой строфе и почему?
-А каким вы представляете себе автора стихотворения?
Рефлексия
Учитель:
-Ребята, полностью ли мы проанализировали стихотворение?
-Что мы ещё не определили? (ответы учащихся)
Учитель:
- А сейчас мы поработаем в группах.
Групповая работа
Группа №1
( тема, идея)
- Дайте определение, что такое «тема», « идея произведения».
- Определите тему и идею стихотворения «Зимнее утро».
- Подготовьте выступающего.
Группа № 2
(Средства изобразительности:
сравнение, эпитет , олицетворение.)
Дайте определение вышеназванным понятиям. Найдите в тексте по одному примеру средств художественной выразительности. Как они помогают создать образную поэтическую картину зимней природы, цветовую и звуковуюгамму.
Группа № 3
Определите размер стихотворения
(двусложный размер, ударение на второй слог – ямб).
- Учитель:
-Давайте проверим, как группы справились. (ответы)
- Молодцы.
- Надо уметь радоваться жизни в любое время года. Этому учит стихотворение Пушкина. Оно дарит нам настроение, восхищение красотой русской зимы, её зимним утром.
Сейчас попробуем передать все перемены и оттенки настроения пушкинского произведения в выразительном чтении- постараемся читать его так, чтобы глаза слепило от яркого солнца и блеска снега. Чтобы мороз пощипывал и румянил щёки, чтобы радость звенела и пела в каждом слове. Чтобы живым потоком вливались в наши сердца и дарили нам ощущение чуда и счастья бытия
Выразительное чтение стихотворения учащимися. (выборочно 2-3 учащихся)
Учитель:
-Урок подходит к своему завершению. Ваши глаза, ребята, блестели, когда вы щедро откликнулись на мои призывы к нашему сотрудничеству. Как вы думаете. Почему это произошло?
(ответы учащихся)
Конечно, это Пушкин «таинственными движениями души» своей сотворил это чудо. Он не только открыл на свой мир в стихотворении «Зимнее утро», но и помог разглядеть самих себя, выразить свои чувства, мысли, переживания. И не случайно, в качестве эпиграфа к уроку я взяла высказывание Ф.Искандера «Стихотворение Пушкина – это средство от депрессии! Средство от угнетенного, подавленного состояния».
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы)
- Сколько зимних «утр» сменилось весенними днями, летними вечерами, осенними ночами, а летучих дум « небрежные созданья», как шутя, называл свои произведения Пушкин, до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.
Рефлексия
- У меня на столе картинки солнечного зимнего утра и пасмурного. Вы возьми себе, пожалуйста, ту, которая больше подходит вашему настроению, с каким вы покидаете урок.
Картинка
Д/з выучить наизусть стихотворение.
Оценивание.
Урок закончен, спасибо за урок!
раскрыть » / « свернуть